Как грамотно выстроить взаимодействие частного бизнеса с государством

8
22.08.2018

У вас есть бизнес социально значимого характера или у вас есть хорошая идея и желание его создать. Вы много слышали о механизме государственно-частного партнерства, в частности о положительной его стороне. Вы готовы начать взаимодействие с государством, но прежде хотите знать все плюсы, минусы, риски и подводные камни. Алексей Маврин – генеральный директор управляющей компании «ОПЕКА», которая этим летом заключила соглашение работать с государством, по пунктам расскажет о грамотном диалоге, положительных и отрицательных сторонах такого сотрудничества.

1. Не бросаться в работу с государством сразу

Когда я только собирался делать свой бизнес – построить сеть домов престарелых, первым делом я пришел к государству с вопросом о сотрудничестве. Но меня попросили прийти, когда я уже построю хотя бы один дом престарелых и покажу, как он работает. Так и случилось. Я открыл первый дом престарелых, затем еще несколько, и только по прошествии пяти лет опыта я пришел к государству снова. Если у вас еще нет команды, нет бизнес-процесса, то пока стоит отложить этот момент до лучших времен.

2. Понимать психологию чиновника

Даже при наличии хорошей, социально нужной идеи, чиновнику необходимо понимать, что ты «сделал ее руками» и доказал, что это работает. У чиновника есть задача – чтобы государство степенно и стабильно работало. У него нет задачи открыть с молодым старт-апером с «горящими глазами» проект, который имеет риск провалиться. Ведь если он заявляет, что делает какой-то проект, он не имеет права оступиться. Чиновники очень сильно опасаются вещей, которые могут приблизить их к финансовым и, в первую очередь, репутационным рискам.

3. Работа с профильным направлением

Если у вас уже есть действующий бизнес, то диалог нужно выстраивать с правильными людьми по вашему профилю – их нужно найти. Например, у вас дом престарелых. В таком случае необходимо строить диалог с Комитетом по социальной политике. Возможно, сначала на местном уровне — это может быть какой-то муниципалитет. Если мы говорим о строительстве, то это Комитет по инвестициям и Департамент развития новых территорий – это разные инстанции. Нужно начать диалог с тем, кто работает с инвесторами. А вы, собственно, и являетесь этим инвестором для государства.

4. Видеть перспективы

Нужно заранее видеть свои перспективы и понимать, стоит ли оно того по вашему мнению, необходимо ли это именно вашему бизнесу. По моему опыту, из плюсов можно отметить следующее. Во-первых, сотрудничая с государством, вы можете получить землю, на которой нужно что-то построить или недвижимость, в которую нужно будет инвестировать.

Во-вторых, вы получаете некий PR-эффект. Потому что сотрудничество частного бизнеса и государства – повод быть широко освещенным в прессе. А для потенциальных клиентов – это определенный знак того, что вы достигли хорошего уровня, это говорит о серьезности намерений бизнеса, амбициях, этому доверяют.

5. Видеть минусы

Есть несколько существенных минусов. Стоит понимать, что процесс подписания документов о сотрудничестве может сильно затянуться и исчисляться месяцами. Поэтому нужно запастись терпением, хорошим юристом и, конечно, стрессоустойчивостью. Также нужно быть готовым, что государство может попросить разного рода «бумаги» — маркетинговые исследования и прочее, и все это тоже может стоить денег. Второй минус — сегодня вы говорите с одним человеком, в завтра его нет. Например, внезапно в области сменился губернатор. Вместо него другой человек и другая команда. Иногда процесс согласования в связи с этой сменой может начаться заново. В целом нужно понимать, что вы договариваетесь ни с одним конкретным человеком, а с государством. Поэтому все вещи нужно фиксировать на бумаге. И третье — размывается ответственность, поскольку государство не хочет брать ее на себя. Этого очень сложно добиться. Но если у вас получится, то такая формула «государство-частный предприниматель» будет надежной опорой вашего бизнеса.

Комментарии


Посмотрите также

Спасибо за подписку!