a-mavrin.ru

Ордерная система в греческом стиле в архитектуре. Коринфская, дорическая и ионическая ордерная система классических сооружений, колонн и капителей Ионическая капитель на мемориальной доске

Мы переходим теперь к той восточной разновидности греческой архитектуры, блестящие создания которой так напоминают звучный и образный язык Гомера. Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве. Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям, имеют одну и ту же форму восприятия прекрасного. Ионийское наречие греческого языка установилось с IX в. до н.э., а искусство еще в VII в. находилось в периоде исканий.

Это – время создания волютных капителей из Неандрии, очаровательных композиций, показывающих, однако, что искусство здесь еще едва освобождается от финикийских влияний Оставалось еще сделать огромный шаг, чтобы создать целый ордер, установить его элементы, уточнить пропорции. Этот шаг был окончательно сделан только в первые годы VI в.: ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский.

Рис. 192

Основные черты ионийского ордера. Происхождение его форм

Общие характерные черты. – На рисунке 192 показан ионийский ордер в его окончательной конструкции.

На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих частей: расчлененного архитрава, фриза без триглифов и немного выступающего карниза без мутул, обыкновенно украшенного рядом зубчиков.

Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян, – вот общие характерные черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорийской простоты – изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионийскому ордеру своеобразный характер.

Теоретики Александрийской школы, толкователем которых является Витрувий, уподобляют манеру и пропорции дорийского ордера стану и облику мужчины, пропорции же и манеру ионийского ордера – женщины. И далее, развивая это сравнение до мельчайших подробностей, они находят в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах – сходство с ниспадающими складками одежды и т. д. Здесь утонченность александрийцев не знает предела; однако мысль, которую они передают нам в таком, собственно, детском изложении, по существу является верной.

Существуют два вида красоты, весьма отличные друг от друга, особенности которых не смогли бы сочетаться в одном произведении и которые оба принадлежат искусству, оба имеют право быть воплощенными в его творениях: с одной стороны – сила и энергия в мощных, мужественных и строгих формах; с другой – грация и изящество, в формах менее строгих, менее энергичных и более нежных.

Таковы два противоположных проявления, которыми природа наделила обе половины рода человеческого; это те самые проявления, которые греки отобразили в двух основных видах своих ордеров.

Происхождение и образование ионийского ордера. – По мнению Витрувия, если только оно заслуживает доверия, ионийский ордер создан архитекторами VI в. при постройке Эфесского храма.

Греки ионийских колоний, говорит он, отброшенные нашествием дорян в Малую Азию, пожелали придать этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличный от других, архитектурный стиль. Архитектор Керсифрон воплотил эту мысль и таким образом создал ионийский ордер.

По этому легендарному рассказу легко восстановить истинную историю зарождения ордера.

Канонические пропорции ионийского ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше. Нельзя внезапно создать целостный архитектурный ордер, и хотя архитекторам VI в. бесспорно принадлежит честь его установления, однако его элементы, которыми они воспользовались как материалом, принадлежат значительно более ранней эпохе. Достаточно бросить взгляд на азиатские архитектурные памятники, чтобы убедиться, что ионийский ордер имеет общий с ними источник. Все детали ионийской колонны – ее капитель с волютами ее каннелюры и ее база – с поразительной точностью воспроизведены на хеттских скульптурах Птеры, т.е. задолго до постройки Эфесского храма. Тот же ордер можно целиком различить на ассирийских рельефах, относящихся к VIII в. и изображающих царские павильоны (см. рисунок 64): капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей – архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионийский антаблемент. А ясная четкость и благородство контуров волюты в Неандрии и на Лесбосе не будет превзойдена даже и в период полного расцвета ордера.

Наконец и ликийская традиция дает нам еще одно указание на происхождение ордера. На скалах ликийских гробниц воспроизведены способы соединений частей в деревянных конструкциях. И даже в V в., во время полного расцвета скульптуры, в Ликии, в этой стране подражаний, провинции, население которой было неспособно к изобретениям и отставало по крайней мере на три века от других стран греческого мира, – еще сохранялись архаические формы ионийского ордера.

Рис. 193
Рис. 194
Рис. 195
Рис. 196

Рис. 197

На рисунке 193, A представлен обычный тип ордера архаизирующих памятников Ликии.

Фриз отсутствует, карниз лежит на зубчиках и по своему профилю не может служить для стока воды.

Фронтон (рисунок 194) сильно выступает и окаймлен наклонным карнизом.

Такое построение дает и в отношении ионийского ордера место гипотезе, аналогичной той, которая была нами развита выше в отношении дорийского ордера, а именно определение его первообраза как типа, главным материалом для постройки которого служило дерево.

Для сравнения с ордером на рисунке 193, A представлена деревянная конструкция, формы которой были воспроизведены в каменных сооружениях. В отношении фронтона (рисунок 194) это объяснение дано нами на чертеже, воспроизводящем формы, существующие и поныне.

Архитрав напоминает ту искусственную балку, которую мы находим в развалинах Персеполя и Суз, сделанную в целях экономии строевого леса из нескольких рядов толстых брусьев. Расположенные тесным рядом зубчики, нередко замененные кругляками, здесь так же, как и в Персеполе, очевидно, представляют концы окантованных или неотделанных переводов, поддерживающих плоскую крышу, а карниз соответствует рядам кирпичей, защищающим ее ребро.

Представим себе, что эта плоская кровля принимает наклонное положение, чтобы облегчить сток дождевых вод, – и перед нами предстанет отвесная стена тимпана и кирпичная отделка ликийского фронтона. Что касается капители, то ею является не что иное, как подбалка, поддерживающая архитрав и охватывающая вершину столба, заменяющего колонну.

Итак, здесь, так же как и в дорийском ордере греков, все как будто объясняется подражанием деревянной конструкции, которая со всех точек зрения соответствует азиатским памятникам Персеполя.

Чем же отличается эта деревянная конструкция от той, которая послужила образцом дорийскому ордеру? Не чем иным, как размерами строевого леса.

Рассмотрим еще раз рисунок 150, изображающий деревянную конструкцию, послужившую прототипом дорийского ордера. Там архитрав состоит из двух длинных толстых балок, здесь – из двух рядов, положенных друг на друга небольших толстых брусьев, применение которых может быть объяснено только недостатком леса (строительного материала). Накат из тесно расположенных брусков заменен в дорийском ордере огромными балками со значительными интервалами между ними; но триглифы и зубчики по своей роли – вполне тождественные части.

Таким образом, замечание Дьелафуа, что ряд зубчиков в ионийском примитивном ордере следует рассматривать как настоящий фриз, можно признать правильным.

В дорийском карнизе выражены концы наклонных решетин, что свидетельствует о существовании двускатной крыши. Ионийский карниз, в котором в виде зубчиков вырисовываются концы брусков горизонтального настила, указывает на покрытие здания массивной плоской земляной кровлей.

Следовательно общие формы ионийского ордера объясняются подражанием деревянной конструкции из мелкого леса с покрытием плоской кровлей, а формы дорийского ордера – подражанием конструкции из крупного леса с покрытием двускатной крышей. Вероятно, первый зародился в бедной лесами Ионии, второй же был создан на последнем месте поселения дорян – среди лесов Фракии.

Вглядываясь в детали ионийского ордера, мы всюду встретим украшения, заимствованные либо из предметов мелкой художественной промышленности ассирийцев и египтян, ставших общедоступными благодаря торговле финикиян, либо из предметов финикийской промышленности, являющихся копиями первых. Только один шаг отделяет финикийские капители на Кипре от доэллинских капителей в Неандрии; эти же последние являются непосредственными предшественницами капителей Эрехфейона.

Переход от ассирийских и египетских образцов к доэллинским формам, а от этих последних к формам классической Греции происходит совершенно незаметно. В обоих случаях – одни и те же основные мотивы, различие же в конечных результатах вытекает из более утонченного чувства прекрасного, из того инстинктивного чувства гармонии, которое заложено в греках.

Преобразования в ансамбле ионийского ордера

Хронологические вехи. – Мы имеем следующие хронологически достоверные данные для установления последовательной смены характерных черт ионийского ордера.

В Эфесе – архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе – фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах – некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.

V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей (440); двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.

Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, – все подчинены правилам ионийского ордера.

Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей.

Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.

Прежде всего обратимся к рассмотрению его общих черт.

Первоначальная форма ордера. – Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве. Фриз – декоративная полоса между архитравом и карнизом, – по-видимому, не азиатского происхождения: он так же чужд и персидской архитектуре, и если бы возник вопрос о его прототипе, то нам пришлось бы, вероятно, искать его в микенской архитектуре.

В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.

Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по архаизирующим памятникам Ликии и по тем пережиткам, которые всплывают в течение всего классического периода: в V в. – в портике кариатид в Эрехфейоне; в IV в. – в гробницах Сидона и некоторых храмах Олимпии.

Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.

Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Для окончательной характеристики последовательных изменений ордера мы приведем примеры фронтисписов двух храмов. Первый – а именно фасад северного портика Эрехфейона, законченного, вероятно, в 400 г. – показывает его пропорции в их наиболее разумной и гармоничной соразмерности (рисунок 196). В другом – храме Милета, принадлежащем македонской эпохе, – строгая соразмерность частей уже утрачена (рисунок 197).

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Российский химико-технологический университет

им. Д. И. Менделеева

Реферат

«Ионический ордер»

Выполнила: Студентка группы ТД-31

Клименко Анна

Проверила: Кушнарева Н. А.

Москва, 2010 г

1. Вступление.

2. Основные особенности ионического ордера.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

1. Вступление.

Ионический ордер - один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического отличается легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных валют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утонченности, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из семи чудес света.

2.Основные особенности ионического ордера.

Ионический ордер принадлежит к группе украшенных, легких, изящных ордеров, а по своим пропорциям - наиболее совершенный и тонко продуманный.

Его колонна с диаметром, составляющим 1/9 часть высоты, с утонением в 1/6, украшена каннелюрами. Число каннелюр здесь 24(не 20, как в дорической колонне).

Форма их также представляется новой, рисующейся в разрезе полукругом, а между каннелюрами оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны,- дорожки. Сверху каннелюры завершаются полукругами, снизу заканчиваются горизонтально. Стержень колонны увенчан обычным астрагалом, а внизу завершается полочкой с закругленным подходом к ней в виде выкружки.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

Базы всех ордеров можно разделить на две категории. Тосканская и дорическая базы отличаются друг от друга только небольшим валиком, введенным в последнюю. Во всем остальном они сходны (по построению и пропорциям). Эти базы составляют одну категорию. К другой категории можно отнести базы ионического и коринфского ордеров.

База, которая послужила основным типом для ионического и коринфского ордера, не относится непосредственно к определенному ордеру. Она отличается красивым и сочным профилем, но содержит много мелких частей. Это так называемая аттическая база.

Она содержит внизу плинт, а сверху плинта вместо одного в ней расположены два вала, разъединенных между собой скоцией. При построении этой базы мы будем делить высоту, равную 1 модулю, на три части. Нижняя часть предназначается для плинта (рис. 1). Часть базы над плинтом состоит из трех частей - двух валиков и скоции, поэтому мы делим эту высоту на три одинаковые части, из которых нижняя определит ширину нижнего вала, следующая над ней соответствует скоции с двумя узкими полочками сверху и снизу, а верхняя часть определяет второй вал с полочкой над ним. Таким образом, из двух валов, нижний сам собой получается грузнее верхнего.

Дальнейшее развитие формы аттической базы касается ее скоции. Если при больших размерах ордера (Исаакиевский собор, где диаметр колонны около двух метров) скоция представляется большой, монотонно гладкой выемкой, то она может быть разделена на две равные части, каждая из которых содержит в себе скоции значительно меньших размеров и астрагалы. Таким образом, вместо одной скоции получается две смежных и два астрагала, прямой и обратный (рис. 2).

Исаакиевский собор

Для построения ионической базы (табл. 1) разделим высоту ее на три равные части, заняв одну из них плинтом. Верхней части содержится вал и скоция, т. е. два деления, поэтому мы делим верхнюю часть вместе с верхней полкой пополам. Верхняя половина занята валом, а нижняя скоцией, разработанной, как описано ниже.

Пьедестал ионического ордера состоит из базы и карниза, причем обе части одинаковой высоты, по ½ модуля. Карниз состоит из двух частей: слезника с полочкой каблучком наверху и поддерживающего его четвертного вала с астрагалом под ним.

В базе пьедестала над плинтом впервые встречается обратный гусек с обратным астрагалом над ним.

Так как переход от тела пьедестала к плинту, т. е. верхняя часть базы пьедестала, разработан довольно сложно, применением обратного гуська, заключенного между астрагалом и полочкой, то для этих частей отведено вдвое больше места, чем для плинта.

Профиль импоста сходен с карнизом пьедестала, но не имеет свеса, типичного для карниза. Поэтому он приобретает характер капители. Ширина этого профиля с двумя расположенными под ним уступами различной ширины составляет ровно 1 модуль.

Архивольт по своим профилям представляет копию импоста, при общей ширине также в 1 модуль. Стены и пилоны имеют внизу небольшое расширение в виде цоколя, состоящего из высокого плинта, над которым помещен астрагал, берущий свое начало у базы пьедестала.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

В этой капители отсутствует шейка, чем и объясняется высота ее, равная не 1 модулю, а 2/3 модуля. Здесь присутствует обычный в капителях четвертной вал, а над ним помещается абак необыкновенной, исключительной формы (табл. 2). В нем ясно различаются две части. Одна, верхняя, непосредственно поджатая под архитрав, представляет собой квадратную плиту с профилем, состоящим из полочки и каблучка. Под этой питой мы видим другую, закручивающуюся с двух противоположных сторон в виде спиральных завитков. Эти завитки, валюты, имеют гладкое поле, составляющее вертикальную плоскость, и немного выступающую из этого поля полочку, которая делает три полных спиральных оборота и заканчивается небольшим кружком, находящемся в центре валюты. Этот кружок называется глазком или очком валюты. Спиральный завиток выглядит красиво тогда, когда узкая полоска на всем спиральном пути не образует никаких углов, скачков, а ширина полоски и промежутка между ее спиралями по направлению к центру совершенно плавно и равномерно уменьшается. Для достижения этой постепенности и плавных переходов существует ряд указаний (табл. 4). Прежде всего, необходимо найти центры глазков валют. Они лежат от оси колонны на расстоянии 1 модуля и в то же время находятся на верхней линии астрагала колонны (табл. 13). Если провести к очертанию валика этого астрагала вертикальную касательную, то это и будет прямая, отстоящая от оси колонны на один модуль. Глазок валюты представляет собой очень маленький кружок, радиусом в 1 парту. Наибольшее удаление валюты от центра в вертикальном направлении равняется ½ модуля, т. е. 9 партам. Описав ¼ окружности, спираль должна приблизиться к центру на 1 парту, т. е. в горизонтальном направлении расстояние от высшего очертания валюты до центра глазка должна равняться 8 партам. Далее, расстояние от того же центра до нижней точки спирали равняется 7 партам, следующее расстояние по горизонтали от центра до спирали равно 6 партам, и, наконец, от центра глазка вверх по вертикальному направлению до спирали. Описавшей один полный оборот, 5 партам. Последний размер соответствует высоте четвертого вала, круглого в плане и видимого между валютами. Дальнейшее движение завитка не дает той простой последовательности приближения к центру, которая выражалась такими простыми цифрами. Приведенные выше цифры позволяют изобразить валюту и капитель в массах. Для идеального же начертания валюты существует много способов. Рассмотрим прием, указанный Виньолой (табл. 4).

Когда начерчен глазок с радиусом кружка в одну парту, в этом кружке проводят вертикальные и горизонтальные диаметры, концы которых соединяют прямые линии и получаю таким способом вписанный в окружность квадрат. Затем из центра окружности опускают перпендикуляры на стороны квадрата (апофемы). Полученные четыре точки, точки, точки пересечения апофем со сторонами, обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Разделим прямую, соединяющую центр с точкой 1 ,на три части, и соединим ближайшую к 1 точку деления, которую обозначим цифрой 5, с 4 точкой. Таким образом, получаем начало ломаной спиральной линии 1, 2, 3, 4, 5. Разделив, таким образом, и другие апофемы на три части, продолжаем соединять точки деления сообразно тому, как были соединены первые пять точек, и тогда получится продолжение спирали 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. последняя точка попадает в центр глазка. Все эти обозначенные цифрами точки буду служить центрами для тех частей окружностей, которые, будучи между собой касательный, образуют совершенно плавный спиральный завиток волюты. Сперва ставят острие циркуля в точку 1 и радиусом в ½ модуля описывают ¼ окружности до встречи с продолжением горизонтальной прямой 1, 2. Затем, для продолжения кривой, составляющей спираль, уменьшают радиус круга на величину 1, 2 и из точки 2 этим радиусом описывают вниз ¼ окружности до пересечения с продолжением прямой 2, 3. Поступая далее таким же образом, из точки 4 придется описывать не ¼ окружности, а несколько большую дугу, чтобы кривая остановилась на продолжении прямой 4, 5 и т. д.

Но таким способом будет получена лишь одна внешняя спиральная линия. Для получения другой спирали, которая после трех оборотов должна сойтись с первой на верхней части очертания глазка, необходимо прибегнуть к определению второй ломаной спирали, которая определит положение центров новых кривых. Для этого поступают так: расстояние между точками 1 и 5 делят на четыре части и отмечают ближайшую к первой точку деления. Так же поступают со всеми остальными промежутками между прежними центрами и соединяют точки деления так, что получают новую ломаную спираль, параллельную прежней, и ведут построение кривых линий совершенно таким же способом, как в первом случае.

Для того, чтобы составить полное представление об ионической капители, надо обратить внимание на вид ее сбоку и снизу. Эта капитель отличается от всех остальных капителей тем, что сбоку выглядит иначе, чем с фасада.

Завитки валют образуют по бокам капители два валика, украшенных листьями и имеющих довольно своеобразную форму. Если представить себе валик в виде мягкого цилиндра, у которого круги оснований сделаны из твердого материала, перетянуть его посередине ремнем, то ремень вдавится в подушку, а наружные круги останутся без изменений. Валики ионической капители имеют подобную форму и украшаются длинными листьями (табл. 2 и 3). Эти валики называются балюстрады.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

Выше было уже сказано, что высота ионического архитрава, вследствие довольно значительно развития его обработки, несколько увеличена и равняется не 1 модулю, а 1 ¼ модуля. Пропорции трех частей антаблемента в ионическом ордере дают гармоническое сочетание. Здесь высота архитрава, фризы и карниза относятся между собой, как 5: 6: 7. таким образом, если высота архитрава 1 ¼ модуля, т. е. 5/4 модуля, то высота фризы 6/4 модуля, а высота карниза 7/4 модуля. Вся же высота антаблемента получается 4 ½ модуля, т. е. равняется ¼ высоты колонны. Архитрав увенчан полочкой и каблучком, а поле его разработано в виде трех свешивающихся одна над другой полос, причем для избегания монотонности ширина этих полос различна. Нижняя - наименьшая, средняя - больше, верхняя - еще больше. Для полного соответствия между взаимными соотношениями крупных и мелких частей ширина этих полос также относится между собой, как 5: 6: 7.

В венчающем карнизе поддерживающая часть составляет ½ высоты карниза, как и дорическом ордере, но в отделке своей эта часть отличается тем, что ряд зубцов заключен между двумя криволинейными профилями.

Нижний профиль- каблучок, как элемент наиболее пригодный для поддержания тяжести. Далее - ряд зубцов, над зубцами помещается четвертной вал, отделенный от полосы зубцов второстепенным профилем- астрагалом.

Высота слезника и венчающей части одинакова, причем слезник принял здесь форму, сделавшуюся самой распространенной, т. е. заканчивается сверху полочкой с каблучком. Венчающая часть в форме гуська наиболее совершенна и чаще всего применима. Ниже плоскость слезника несколько углублена так, что по сторонам этого углубления оставлены лишь узкие полоски (табл. 5).

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

Ионический ордер зародился в Малой Азии. Развивался он, как и на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике. Благодаря этому в ордере образовалось два течения: малоазиатское и аттическое. Типичными образцами этих течений являются в Малой Азии храм Афины в Приене(построен в 320г до н.э. архитектором Пифеем), в Аттике- Эрхтейон в Афинах(построен в 420- 393 гг. до н. э. архитектором Филоклом).

Храм Афины в Приене Северо-восточный угол храма Афины

Эрхтейон в Афинах Эрхтейон. Портик кариатид

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками. В Аттике не получила особенно богатое развитие. Капитель Эрехтейона отличается от малоазийской большим богатством отделки. С большей роскошью разработана самая валюта, кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазийском типе. Эта шейка придает капители и самой колонне особую грацию и изящество. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз. Но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в общую часть. Это можно увидеть в храме в Приене, в портике кариатид афинского Эрехтейнона.

Ионический архитрав значительно ниже дорического и состоит обычно из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос. Сверху же архитрав увенчан мелкими профилями с резными украшениями. Фриз оставался гладким.

В устройстве карниза сильнее всего сказалось различие школ аттической и малоазийской.

Под слезником малоазийского карниза в поддерживающей части непременно помещается ряд зубцов. В аттическом карнизе этих зубцов никогда не встречается. Эта часть развита очень слабо, ограничиваясь одним- двумя узкими украшенными профилями.

Кроме колонн в храмах встречаются узкие вертикальные выступающие части, поддерживающие месте с колоннами общий антаблемент. Эти части называются антами. Они имеют базы и капители, но формы их значительно упрощены.

В ионических храмах обширно применялась полихромия с ее изяществом и гармонией красок.

4. Заключение.

Вся высшая греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен - дорян и ионян. Это отразилось и на архитектуре, в которой отличаются две системы, два ордера- дорический и ионический. Ионяне противопоставляются дорянам своей склонностью к мирным занятиям и культуре, своим мягким и нежным характером. Созданная этим племенем архитектура не скована тесными рамками условности и трактуется свободно и разнообразно.

5. Литература .

Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. « КомКнига», 2010 г.

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура - С, 2005 г.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон , храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах .

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

    Проблемы греческой энергетики

    Звезды эстрады современной Греции

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 4)

    Утром выясняется, что национальный археологический музей по понедельникам работает с середины дня. Поэтому решаю съездить в Пирей, давно ставший просто районом Афин. От центра Города на метро туда везут за 0.7 евро и всё больше по поверхности. В Пирее станция метро выглядит как обычный пригородный железнодорожный вокзал (пол-Финляндского). Выйдя из вокзала, ориентируясь по Солнцу, прихожу в порт. На пирсах сидят рыбаки с удочками. Из проезжающего мимо джипа по пояс высовывается полицейский и говорит, что в порту снимать нельзя из соображений безопасности. «Хорошо,» - говорю я и, сняв пентапризму, кладу камеру на кофр на живот, что позволяет фотографировать незаметно для окружающих. У одного из причалов стоит что-то вроде нашего речного трамвайчика с поправкой на плавание по морю.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Ордерная система - тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордера.

Единство конструктивной, функциональной и эстетической сторон сооружения, характерное для античности, нашло свое воплощение в ордерной системе. Первое упоминание слова "ордо", означавшее систему и порядок и определяющее особенности античной классики, встречается у Витрувия (римский архитектор 1 в. до н.э.) в трактате "Десять книг об архитектуре". В нем автор описал дорический ордер, ионический и коринфский, используемые зодчими Древней Греции. Кроме описания автор добавил и собственные комментарии, проведя аналогии между дорическим и ионическим ордерами и человеческим телом. Если дорический ордер (картинка ниже), возникший в 6 в. до н.э., Витрувий сравнивал с мощной мужской фигурой, то ионический (5 в. н.э.), по его мнению, имел признаки женского начала благодаря декоративности и изящности.

Элементы дорического ордера в современном административном здании. США.

Упоминал Витрувий и коринфский ордер, появившийся на основе ионического в 4 в. до н.э., указывая на его сходство с фигурой молодой стройной девушки.

Колонны коринфского ордера в современном здании.

Дорический и ионический ордер появились под влиянием местных традиций и культуры, используемых строительных материалов, в разное время и у разных народов, населявших Грецию. Основные структурные элементы едины и для дорического, и для ионического ордеров. Колонны устанавливаются преимущественно на основание - стилобат. Состоят как дорические, так и ионические колонны из ствола, капители. У ионических колонн есть база. На капитель опиралось горизонтальное перекрытие - антаблемент, состоящий из балки-архитрава, фриза, карниза.

Храм "Четырехугольный дом в Ниме". Робер Юбер. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).

В некоторых строениях эпохи расцвета античной классики архитекторы соединяли оба ордера - такой стиль получил название «панэллинский». При этом дорический ордер приобретал некоторую декоративность ионического.

Колонны Пропилеев (437—432 гг. н. э.). Ионические колонны соседствуют с дорическими.

Дорический ордер

Дорический ордер был популярен на полуострове Пелопоннес, Сицилии и Великой Греции — южной части Апеннинского полуострова. Строгие мощные колонны с аскетической дорической капителью, практически ничем не украшенной, ассоциировались с суровым строем Спарты.

Картина "Развалины дорического храма". Художник Робер Юбер.

У колонн дорического ордера нет базы, и их устанавливали непосредственно на стилобат. Отношение высоты ствола к его диаметру в основном 6:1 (или 4:1). Сечение ствола неодинаково: в центре есть утолщение (эстанзис), а кверху колонна становится тоньше, чем внизу. Вдоль колонны ствол декорировали каннелюрами - желобками, количество которых делали от 16 до 20.

Капитель дорической колонны из архитектурного полиуретана.

Антаблемент в дорическом ордере имеет архитрав, который не разделен на элементы. Узкая выпуклая полоса отделяет архитрав от фриза, состоящего из выступающих триглифов (декоративные торцы балок перекрытий на архитраве, украшенных каннелюрами) и метоп, которые могли быть гладкими или с рельефным рисунком. Верх архитрава завершался выступающим карнизом. Фронтон по краям и сверху нередко декорировали пальметами или скульптурами на пьедесталах. Внутри фронтон украшали рельефами.

Ионический ордер

Ионический ордер возник в Малоазийской Греции, на полуострове Аттика, островах Эгейского моря. Ионические колонны изящные и декорированные, подходили для демократического строя Афин, отражая настроения общества и характер государственного строя. В малоазийском варианте в ионических колоннах больше украшений из лепнины полихромной раскраски, что указывает на влияние восточной архитектуры.

Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Архитектор Калликрат.

Ионическая колонна устанавливалась на основание - базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками. Ионическая капитель красиво декорирована волютами. Завитки волют окантовывались ободками, которые сводились вместе в центре и образовывали "глаз".

Капитель ионической колонны. Материал - архитектурный полиуретан.

Архитрав антаблемента ионического ордера обычно делится на три горизонтальных части, которые выступают друг над другом. Между архитравом и фризом расположена узкая декорированная полоса. Фриз в ионическом ордере может быть гладким или украшенным рельефными изображениями гирлянд из цветов, голов жертвенных животных, сюжетных мифологических композиций. Над фризом нависает карниз антаблемента, отделенный декорированной полосой. Между архитравами и волютами находился импост - тонкая горизонтальная деталь. Другими декоративным элементами ионической капители являлись бусы (перлы), киматий - растительный орнамент из листьев, загнутых книзу острым концом.

Ионические колонны и портик кариатид Эрейхтейона. 421-405 гг. до н.э.

Коринфский ордер был образован из ионического и отличался от него четырехсторонней капителью с богатым декором, включающим ленты, листья аканта, цветы, фрукты. Римляне увеличили количество декора, создав композитный ордер, объединивший элементы других ордеров.

Трактовка ордерной системы в европейской архитектуре

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на архитектуру следующих поколений, которые полностью или частично использовали ордерную систему в строительстве вплоть до 21 века. Дорический, ионический и коринфский ордера начали широко использоваться в Италии 15 в. благодаря архитектору Ф. Брунеллески, который обмерил и изучил образцы римских развалин, а затем начал включать классические элементы в собственные сооружения. В эпоху Ренессанса "ордер" получил иное толкование. В. Скамоции (Vincenzo Scamozzi. 1548-1616 гг. - архитектор позднего Ренессанса, ученик Палладио) в трактате “Идея всеобщей архитектуры” указывал на то, что ордер имеет божественное происхождение, так как был использован еще при строительстве первого Иерусалимского храма.

Визуализация Иерусалимского храма (1007 - 588 г. до н.э.).

Итальянский архитектор Филарете считал, что прообразом фронтона служили сложенные "домиком" руки Адама, прикрывавшего от дождя голову, когда его изгнали из рая. Многоярусные колоннады он представлял как образ иерархии общества: низкий ордер (дорический) олицетворял простое сословие, на которое опирается благородное общество (колонны ионического ордера), на верхнем уровне - коринфские колонны, символизирующие знать.

Дворец Бельведер в Луговом парке Петергофа (1853 - 1856 гг.) Главный вход похож на восточный портик афинского Эрехтейона. Архитрав поддерживается кариатидами из гранита, созданные Теребеневым. На втором этаже установлены ионические колонны. архитектор А.Штакеншнейдер, скульптор Теребенев Александр Иванович. 1852-1856 гг.

Классические ордера переживали взлеты и падения, в 21 веке они остаются востребованными в индивидуальном строительстве, сохранив основные каноны и закономерности формообразования. Элементы дорического ордера, ионического, коринфского в современных сооружениях изготавливают не только из традиционных природных материалов, но и из полиуретана, который не уступает ни по своим качествам, ни по эстетическим свойствам.

Элемент ионического ордера - капитель колонны с волютами сделан из полиуретана.

Использование ордерной системы в фасаде здания в сочетании с симметрией конструкции и ритмичностью расположения декора подчеркивает классический стиль строения. Благодаря элементам ордера можно создавать и оригинальные эклектические сооружения.

Ионический ордер.

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Понять структуру ионического ордера можно, рассмотрев его деревянный прототип. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.

Фриз, возникший в ионическом ордере лишь в каменной конструкции, представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза и балки и плиты перекрытия. Следствием этого является б’ольшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн, и отпадает необходимость сужать крайние интервалы между колоннами.

Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны – тоньше и расставлены они шире, балки архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной.

В качестве примера ионического ордера можно привести ордер Эрехтейона - храма, расположенного на афинском акрополе, в нем присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.





Когда впоследствии афиняне намеревались возвести и построить такой же храм языческой богине Диане, то для этого они изобрели новый способ, заимствовав пропорции в той же мере у женского телосложения. Таким образом, они впервые приняли толщину колонны, равную одной восьмой части ее высоты, вследствие чего колонна приобрела большую высоту. Под основание ствола колонны они подвели спиру, или базу, дабы этим обозначить ее подошву, а в капители устроили волюты, или завитки, в виде спирали, дабы показать закрученные косы или пряди волос, равномерно с правой и с левой стороны.





Эти капители, далее, украшены карнизами, или энкарпами, которые итальянцы называли фестина, наподобие лба, обрамленного волосами, как в этом можно наглядно убедиться при взгляде на колонны. Эти столбы, или колонны, с верха до самого низа они украшали продольными желобками и ребрами, дабы показать складки одежды.

Таким образом, со своего возникновения и первоначального изобретения колонны имели двоякое различие: одни имели подобие мужского человеческого тела, нагого и лишенного какого-либо украшения, другие же подобие женского тела, с более чистой соразмерностью.





Однако же потомки добились высшего совершенства и шагнули дальше в утонченности и изяществе внешней формы, проявили в преемстве более глубокое понимание и достигли значительного успеха в более чистых и нежных формах. В соответствии с этим в дорических колоннах отношение толщины к вышине впоследствии увеличилось до семи крат, а в ионических – до восьми с половиной. Именно та форма, которая впервые была изобретена ионянами, и носит название ионической.





Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях.

Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками.

В дорическом ордере у колонн триглифы красили синим, они соседствовали с красными метопами. Выделяли красным тоном бороздки на колонне под капителью - аннули. В Эрехфейоне при строительстве использовался цветной мрамор, декорированный росписью и позолотой. Капители украшали также бронзовыми элементами. К сожалению, красочные элементы отделки до наших дней практически не сохранились.

Загрузка...